Комплекс упражнений для формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата на занятиях по иностранному языку

Лингводидактический форум
Авторы:
Аннотация:

Рассматривается актуальность формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе. Приводятся фамилии отечественных авторов, внёсших значительный вклад в исследование проблемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Обосновывается значимость междисциплинарного подхода для создания методики формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата в процессе обучения двум дисциплинам, лекционно-практическому курсу «Введение в межкультурную коммуникацию» и практике иностранного языка. Рассматриваются понятия упражнение, система, подсистема, комплекс, серия, цикл, группа упражнений в методике обучения иностранным языкам. Предлагается комплекс упражнений для реализации авторской методики, включающий в себя четыре типа упражнений: подготовительные упражнения; текстоцентрические упражнения; упражнения, организующие виртуальное межкультурное общение; рефлексивно-результирующие упражнения. Перечисляются задачи, на выполнение которых направлен представленный комплекс упражнений. Уточняется понятие «кинотекст», представляющее собой особый тип текста, выполняющий коммуникативную функцию и обладающий универсальными текстовыми категориями. Приводятся примеры упражнений разных типов. Относящиеся к данному комплексу упражнения обладают следующими характеристиками: а) эвристические, б) интерактивные, в) эмоционально-смысловые, г) комплексные. Подробно описывается алгоритм работы с текстом в формате дебатов. Приводятся принципы, на которые опирается методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата.