Опыт выстраивания модели научно-исследовательского образования аспирантов

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

В статье рассмотрены особенности организации образовательного процесса в аспирантуре научно-исследовательского института (НИИ) на примере Акционерного общества «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева». Проведено сравнение организационно-методических аспектов обучения в аспирантурах НИИ и технического вуза. Проанализирован ежегодно обновляемый учебный план, который обеспечивает многоуровневую систему учебных дисциплин, горизонтальные и вертикальные междисциплинарные связи. Представлена матрица сопряжения дескрипторов компетенций и учебных дисциплин. Показано, что обучение в аспирантуре НИИ позволяет выстроить модель научно – исследовательского образования аспирантов, которая требует выбора оптимальной образовательной траектории за счет включения в учебный план учебных дисциплин соответствующей специальной направленности и установления прочных междисциплинарных связей. Учтен компетентностный подход, направленный на формирование у аспирантов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также личностно-ориентированный подход, предполагающий направленность образовательной составляющей на личностное развитие аспирантов. Подробно рассмотрена организация практики и научно-исследовательской работы (НИР) аспиранта. Показано, что наличие материальнотехнической базы в НИИ обеспечивает широкую практическую подготовку аспирантов с учетом индивидуализации обучения и реализацию теоретического обучения.