Обзор докладов по функциональной грамматике на VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного»

Международные конференции
Авторы:
Аннотация:

Публикация представляет собой обзор докладов, сделанных на секции «Функциональная грамматика и текст в аспекте преподавания русского языка как иностранного» конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного», которая проводилась 28–30 ноября 2019 г. на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. На конференции были представлены доклады, связанные по своей тематике с освоением и методикой преподавания русского языка как иностранного. Доклады были посвящены как теоретическим, так и практическим вопросам. Рассматривались конкретные лексико-грамматические явления русского языка (глагольный вид, локативные конструкции и конструкции с глаголами-заменителями, неопределенные местоимения, сатуральные глаголы, вопросительные предложения) в теоретическом освещении и применительно к практике преподавания, обсуждались общеязыковые категории (референциальность, коммуникативность), описывались лингвистические теории (генеративная грамматика, грамматика конструкций, функционально-коммуникативный подход), предлагались комплексы упражнений для обучения определенным языковым явлениям и давались методические рекомендации. Анализировалось явление лингвистической интерференции и лингводидактическая методология. Русский язык сопоставлялся с генетически родственными (сербским) и типологически далекими (лезгинский, китайский) языками. Особое внимание уделялось тексту в разных аспектах: как объекту исследования (тексты, порожденные иноязычными учащимися), объекту преподавания/изучения (разработка обучающих текстов, текстовых упражнений), лингвистическому явлению (грамматические явления на уровне текста). Доклады, представленные на конференции, внесли вклад в развитие теоретических положений функциональной грамматики, обогатили практический потенциал теории и методики русского языка как иностранного, предложили решения широко обсуждаемых проблем.