Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

В статье описывается специфика развития рефлексии у молодых врачей – клинических ординаторов, в рамках изучения дисциплины «Педагогика», которая ориентирована на формирование компетенций в области здоровьесберегающего поведения, проведение просветительской деятельности, приверженности лечению, обучению по вопросам лечения, профилактики и реабилитации с пациентами и их ближайшим окружением. Рефлексивное осознание собственной педагогической деятельности признано одним из ключевых факторов формирования профессиональной педагогической позиции молодого врача. Описаны методы развития рефлексии в области профессиональной деятельности и выявления ее педагогических аспектов, к которым относятся анализ кейсов, заполнение дневников профессиональной деятельности, написания эссе, применение ролевых игр с элементами психодраматического метода, а также ответы на опросники, разработанные таким образом, чтобы стимулировать педагогическую рефлексию молодого врача. По результатам опроса 82 обучающихся было выявлено, что большинство клинических ординаторов имело неразвитые представления о сути педагогической деятельности врача и не реализовывало различные ее элементы в своей деятельности, либо выполняло какие-то ее элементы бессистемно. В то же время небольшой процент обучающихся (3%) самостоятельно интересовался вопросами, связанными с взаимодействием с пациентами, самостоятельно изучая клинико-психологическую литературу. Проведенный рефлексивный анализ профессиональной деятельности послужил важным этапом в формировании педагогической позиции молодого врача, в частности, повышая мотивацию к обучению педагогике и позволяя соотнести содержание курса с реальной практической деятельностью, выполняемой в клинике.