Иностранный язык как инструмент когнитивного развития студентов инженерных специальностей

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Деятельность инженера во все времена была достаточно сложной, однако в последнее время уровень сложности увеличивается быстрыми темпами вследствие множественности вариантов выбора операций, большого объема обрабатываемых данных и многочисленных связей между техносферой и обществом. Поэтому для инженеров крайне важно приобретать навыки рефлексивно-регулятивной практики. По мнению автора, процесс приобретения современными студентами необходимых навыков и качеств затруднен четырьмя основными проблемами, характерными для системы образования. К ним относятся информационная перегрузка; применение образовательных стратегий, основанных на принципе «делай, как я», шаблонных и стереотипных учебных действиях; низкое качество профессиональной письменной и устной коммуникации студентов; недостаточно развитые эмоциональный интеллект и волевые качества личности студентов инженерных специальностей. При этом иностранный язык как учебный предмет в техническом университете редко рассматривается как способ преодоления этих трудностей. Преподаватели иностранного языка делают акцент на обучении общению в рамках основных типов и регистров иноязычной речи, но, как правило, уделяют мало внимания «инженерному регистру» или содержанию речи. С другой стороны, студенты инженерных специальностей часто рассматривают изучение иностранного языка как бессмысленную трату времени, потому что, во-первых, они не видят личностной пользы и, во-вторых, не верят, что смогут хорошо овладеть языком. Эти причины неуспеха взаимосвязаны, поскольку низкая мотивация является сильнейшим препятствием для освоения языка. Авторская позиция состоит в том, что вследствие тесной связи мышления и речи, коммуникативных и познавательных процессов, изучение иностранного языка имеет огромный потенциал для когнитивного развития личности. В статье предложен взгляд на элементы методики, которые могут способствовать когнитивному развитию студентов инженерных специальностей на занятиях по иностранному языку.