Практика применения психолого-педагогических принципов активного обучения

Вузовская практика
Авторы:
Аннотация:

Главным требованием, предъявляемым к преподавателям высшей школы в течение последних десятилетий, стал переход на субъект-субъектные отношения в учебном процессе. Это требование отвечает запросам общества, инновационной экономики, государства и работодателей, нуждающихся в молодых кадрах, обладающих не только набором знаний, но и комплексом так называемых мягких (soft ) компетенций, инициативных, творческих специалистов. Переход на субъект-субъектные отношения требует от преподавателя использования технологий активной педагогики, в частности, методов активного обучения (МАО). Однако внедрение этих методов, как показывают исследования, тормозится, в первую очередь, нежеланием или неумением преподавательского состава вузов. Еще одним из затруднений выступает слабая проработанность практически значимых подходов и принципов разработки занятий активного типа. Целью представленного исследования стала разработка научно-обоснованного перечня принципов активного обучения имеющих практическую направленность. Исследование включало опрос начинающих преподавателей, анализ разработанных ими методических указаний по проведению занятий с использованием МАО, а также результатов защиты подготовленных работ. В результате был выявлен ряд представлений, сформировавшихся в педагогической среде вследствие глобального доминирования в течение нескольких веков субъект-объектного подхода к обучению. Это позволило сформулировать принципы активного обучения практической направленности, которые могут рассматриваться как опора при разработке занятий с использованием методов активного обучения и в целом практико-ориентированных занятий.