РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Реализация развивающего потенциала иностранного языка для специальных целей в высшей школе, в частности, по направлениям, связанным с техникой, инженерией и информационными технологиями, происходит посредством направленности процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции на развитие устойчивого познавательного интереса и критичности мышления обучающихся, осмысление ценностной значимости иноязычного взаимодействия, стимулирование рефлексивных механизмов саморегуляции, проявление самостоятельной творческой активности и стремления к саморазвитию. Рефлексивная культура специалиста как акмеологический инвариант профессионализма охватывает когнитивные способности к восприятию, обработке, структурированию профессионально значимой информации, а также комплексные личностные состояния, связанные с актуализацией познавательных мотивов, автономией и самостоятельностью в управлении своей деятельностью, анализом продуктов активности. Для исследования проблемы развития самостоятельности, осознанности, ответственности, целевой регуляции поведения студентов технических направлений магистратуры средствами изучаемого языка были использованы субъектно-деятельностный, аксиологический, антропоцентрический, рефлексивный и полисубъектный подходы. Методами исследования были анализ технологий и приемов обучения иностранному языку, используемых в качестве инструментария самопрезентации и самооценки образовательных достижений; анализ рефлексивных суждений студентов; экспертная оценка продуктов учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности и др.