Особенности прагматики и изучения модальных слов в зависимости от типа дискурса (на примере лексемы «конечно»)

Научный Дебют
Авторы:
Аннотация:

Настоящая статья посвящена изучению прагматики и семантики модальных слов в русском языке, а также частоты их употребления в современном научном, научно-популярном и публицистическом дискурсе. Модальность как языковая категория является сложным феноменом, рассматривать который можно как с грамматической и функционально-семантической позиции, так и через призму когнитивно-дискурсивного подхода. Модальные значения являются отражением субъективного мира говорящего и находятся в тесной связи с такими экстралингвистическими факторами, как коммуникативная ситуация, особенности языковой личности говорящего и т. д. Данный аспект представляется актуальным в вопросах обучения иностранцев русскому языку в целом и предмагистерской подготовки иностранных граждан, в частности, поскольку понимание семантики и прагматики модальных слов в научном и публицистическом дискурсе является базовым компонентом коммуникативной компетенции для успешного функционирования в условиях русскоязычной профессиональной социокультультурной и бытовой сфер коммуникации. В ходе исследования были выявлены особенности функционирования и частота использования модальных слов, в частности, слова «конечно» в зависимости от контекстуальных особенностей его употребления, а также идентифицированы трудности, связанные с освоением пласта категории субъективной модальности студентами-иностранцами. Исследование проводилось на материале научных пособий и статей юридического и естественно-научного дискурса, а также субтитров к современным YouTube- и радиопередачам. Для решения задач исследования были применены метод сплошной выборки при отборе контекстов, содержащих средства выражения модальности, а также проведены статистический и сравнительно-сопоставительный анализ выбранных фрагментов. Результаты исследования могут быть применены при разработке или усовершенствовании существующих программ домагистерской подготовки иностранных граждан, а также для создания отдельных УМК для изучения русского языка как иностранного.