О современной проблематике преподавания математических дисциплин в инженерном вузе

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Очевидная необходимость трансформации педагогических технологий вузовской математики связана с внедрением STEM-концепции в инженерном образовании. Все усложняющиеся мировые процессы, в том числе производственные, требуют, с одной стороны, усиливать фундаментальность подготовки выпускников инженерных и экономических направлений, с другой – обеспечивать практическую направленность этой подготовки. Решение этой коренной проблемы может лежать только в плоскости внедрения инновационных технологий математической подготовки, реформирования как ее содержания, так и собственно методик преподавания, включая разработку методических материалов с использованием возможностей электронной образовательной среды. Автор анализирует эти и другие проблемы с привлечением большого числа отечественных и зарубежных источников, в том числе материалов специализированных конференций «Современное образование: содержание, технологии, качество». В условиях пандемии коронавируса удалось разработать, апробировать и внедрить технологии массового дистанционного обучения, а также оценить, как эффективность новых образовательных механизмов, так и их влияние на здоровье студентов. Важной задачей всей высшей школы является сохранение и повышение качества математической подготовки на базе новых электронных образовательных ресурсов. Позитивной стороной инновационных технологий является возможность исключения рутинных математических процедур, представления ярких примеров визуализации, которые дают студентам более глубокое понимание процессов и явлений окружающего мира. Оборотной же стороной электронного обучения служит возрастающая возможность проявления академической нечестности, повышение несамостоятельности выполнения контрольных и экзаменационных заданий. Автор приводит примеры механизмов компенсации негативных последствий внедрения дистанционных технологий, как организационных, так и дидактических.