О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования»

Общая педагогика, история педагогики и образования
Авторы:
Аннотация:

Цель данной статьи заключается в раскрытии корреляционных связей таких смежных, но не тождественных понятий как «гуманизация» и «гуманитаризация» современного образовательного пространства. Автор рассматривает процессы гуманизации и гуманитаризации как основные целевые ориентиры модернизации современного образования на разных уровнях. В статье представлено определение понятий гуманизации и гуманитаризации с учетом общности и связности их этимологических значений и коннотаций. Гуманизация и гуманитаризация анализируются как стратегические векторы формирования личности обучающегося в контексте современного постиндустриального культурного пространства. Обосновывается необходимость внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс. Актуальность гуманистической парадигмы подтверждается ростом конфликтов между обучающимися и профессорско-преподавательским составом, обусловленных во многом трансформацией образования в сферу услуг, а также существующим противоречием между признанием уникальности личности и действующими ориентирами на потребление материальных благ и универсалистскими нормами. Гуманизация и гуманитаризация современного образования характеризуются многомерностью, многофакторностью и непрерывностью, что связано с разнообразием культур, разными форматами представлений о мире и стремлением к установлению равноправных диалогических отношений между представителями различных культурных, нравственных и профессиональных ценностей. Новизна представленного исследования заключается в проведении сопоставительного анализа понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» образования и в рассмотрении их в современном социокультурном контексте. В качестве основных методов исследования используются системный анализ и сравнительно-исторический метод. Автор приходит к выводу о том, что гуманизация – это цель формирования личности обучающегося, а гуманитаризация – это средство достижения данной цели. Гуманитаризация обучения выполняет функцию превентивного инструмента, нивелирующего дегуманистические тенденции, обусловленные технологизацией и цифровизацией современного образования, и является ресурсом для обеспечения необходимого баланса естественного и виртуального пространств.