Формирование рефлексивного мышления студентов в процессе интерактивного обучения иностранному языку

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблематике формирования у студентов технического вуза рефлексивного мышления и надпредметных когнитивных умений в целях подготовки их к эффективной профессиональной деятельности в современных условиях. Критическое мышление, готовность к творчеству, рефлексивные умения, способность к саморегуляции имеют не меньшую значимость, чем профессиональные знания, приобретаемые при изучении специальных дисциплин. Отмечается эволюция подходов к рефлексии и рефлексивным методикам в обучении. В силу реализации неразрывной связи мышления и речи, коммуникации и когнитивных процессов иноязычное обучение может внести существенный вклад в формирование интеллектуального аппарата личности обучающихся. В настоящей статье рассматривается методика, основанная на системном включении в учебный процесс по иностранному языку внеучебной интерактивной деятельности, поэтапно реализующей элементы рефлексивно-регулятивной направленности. Методика иллюстрируется примерами организации рефлексивного иноязычного учебного процесса. Обсуждаются результаты экспериментально-опытного обучения, полученные с помощью стандартизированных методик тестирования.