Использование педагогических опор для развития гибких навыков студентов

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

В данной статье автор продолжает и раскрывает с новой точки зрения исследования актуальную проблематику, ранее начатую в ее диссертационном исследовании. Статья посвящена анализу и оценке эффективности использования педагогических опор, в том числе цифровых, для развития гибких навыков студентов вуза. Образовательный процесс с применением таких инструментов может быть достаточно индивидуализированным и адаптированным к большинству современных вызовов, например, условиям пандемии или повсеместной цифровизации. Актуальность исследования связана с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в котором указан определенный набор компетенций, который частично совпадает с гибкими навыками. Представлено несколько вариантов классификаций гибких навыков и их соотношения с компетенциями, принятыми в Федеральном государственном образовательном стандарте. Проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований, связанных с развитием навыков и компетенций у студентов высшей школы. Подробно описана интеграция определенных педагогических опор и гибких навыков, в первую очередь – критического и творческого мышления. Новизна исследования связана с использованием авторской монографии «Магия методики. Преподавание с помощью Таблицы педагогических опор», в которой подробно рассмотрены и классифицированы 164 педагогические опоры, а также указаны возможные варианты их использования, в том числе и с применением информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены сходства и различия между цифровыми педагогическими опорами и электронными образовательными ресурсами. Доказано, что не всякая даже учебная информация может быть опорой. Представлены пути дальнейших исследований в области применения педагогических опор в образовательном процессе вуза для развития и формирования определенных навыков студентов, то есть для их профессионально-личностного развития.