Система модифицируемых полимодальных упражнений для иноязычного образования в нелингвистическом вузе

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена поиску путей разрешения актуальных проблем в теории упражнений (заданий) и практике их использования в иноязычном образовании в нелингвистическом вузе, связанных с пониманием сущности упражнений в иноязычном образовательном процессе в вузе, определением их характера, усилением системности, мотивирующей и стимулирующей функции, а так же повышением их адаптивности. Поэтому в данной статье мы поставили перед собой задачу, во-первых, определить характер и параметры упражнений, предназначенных для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нелингвистического вуза и обладающих высокой системностью, мотивирующей и стимулирующей функцией, адаптивностью, а во-вторых, представить систему таких упражнений. Для ее решения использовались следующие исследовательские методы: изучение теоретических источников, анализ, обобщение, моделирование. В результате авторы делают вывод о том, что разрешению перечисленных проблем способствует реализация в иноязычной подготовке студентов-нелингвистов системы модифицируемых полимодальных упражнений. Упражнения направленны на формирование/совершенствование речевых навыков и развитие речевых умений в ходе выполнения различных комбинаций действий рецептивного, репродуктивного и продуктивного характера по решению профессионально ориентированных речемыслительных задач в проблемных ситуациях. Их система включает репродуктивный (реактивно-письменно-устный, реактивно-устно-письменный виды), рецептивно-продуктивный (реактивно-письменно-устный, реактивно-устно-письменный виды), продуктивно-рецептивно-продуктивный (письменно-реактивно-устный, устно-реактивно-письменный виды) типы. Каждый из видов упражнений представлен вариантами – репродуктивными, поисково-репродуктивными, репродуктивно-поисковыми, поисково-творческими и творческими. Все варианты упражнений имеют три разновидности: а) упражнения, выполняемые с памятками и опорами, б) упражнения, выполняемые без памяток и опор и в) упражнения, выполняемые без памяток, но с опорами. Приведены примеры формулировок упражнений в учебнике немецкого языка. Материал статьи будет полезен тем, кто занимается разработкой практического курса по дисциплине «Иностранный язык» для нелингвистических направлений подготовки.