Использование диаграммы fishbone при обучении иноязычной грамматике (на примере русского и английского языков)

Вузовская практика
Авторы:
Аннотация:

В статье с позиций центрированного на обучающемся подхода рассмотрены дидактические возможности использования диаграммы fishbone для представления грамматического материала на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе. Представление таких возможностей при обучении иноязычной грамматике на примере русского и английского языков является целью настоящей статьи. Авторы отмечают, что эффективное использование методического приема fishbone для представления или актуализации грамматического материала возможно при следующих условиях: 1) грамматическое явление является репрезентацией развернутой парадигмы, включающей несколько категорий/значений/вариантов; 2) элементы парадигмы определяются конкретной граммемой/аффиксом; 3) грамматическое явление обладает неким общим значением или подчиняется определенной наблюдаемой закономерности.  Авторы обращают внимание на то, что для успешного применения приема при обучении иноязычной грамматике необходима определенная его организация. Этапы подготовки fishbone для представления/актуализации грамматического материала включают: 1) определение предназначенной для рассмотрения и усвоения проблемы (конкретное грамматическое явление, его часть); 2) вычленение причин, приведших к проблеме (категоризация особенностей грамматического явления, его части); 3) распознавание на примере (демонстрация функционирования особенностей на уровне слова, предложения, текста); 4) определение взаимосвязей и взаимозависимости (соотнесение особенностей явления с функционированием в речи, установление логически образования, употребления и т.д.); 5) формулирование вывода (выведение грамматического правила или закономерности). В заключении делается вывод о  преимуществах применения методического приема fishbone при обучении иноязычной грамматике, которые включают  обеспечение реализации положений центрированного на обучающемся подхода; создание условий для комплексного или аспектного анализа грамматического явления; вариативность организационных форм использования приема; систематизацию, уменьшение объема и визуализацию подлежащей усвоению информации; совершенствование умений анализа, синтеза и обобщения, а также навыков критического мышления при работе с грамматическим материалом.