Учебное пособие по иностранному языку как средство формирования критического мышления посредством интегративных заданий

Лингводидактический форум
Авторы:
Аннотация:

В качестве основного критерия оценки учебного пособия по иностранному языку выделяется его способность формировать критическое мышление студентов лингвистического направления. Приводится модель формирования критического мышления, акцентируется необходимость самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Рассматриваются принципы, которые должны учитываться при создании учебного пособия, а также функции, которые должны быть в нем реализованы. Дается определение интегративных заданий, комбинирующих различные виды речевой деятельности, и приводятся их примеры из конкретных учебников. Дается сравнительная характеристика трех учебных пособий, одного российского и двух аутентичных, с заданиями на формирование критического мышления Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors, Official Guide to the TOEFL iBT Test и Straightforward Advanced. Делается вывод о том, что Straightforward Advanced наиболее соответствует критериям учебного пособия, ориентированного на формирование критического мышления обучающихся. Наименее отвечающим требованиям учебников, формирующих критическое мышление, является Official Guide to the TOEFL iBT Test, поскольку он нацелен на формирование коммуникативной, социокультурной и языковой компетенций обучающихся для прохождения тестирования. Делается вывод о необходимости рассмотрения дидактических пособий с точки зрения предъявляемых к ним требований, а также о целесообразности учета мнений студентов при сравнении пособий для последующего изучения.