Формирование когнитивной и информационной компетенций студентов в рамках дисциплины «Лексикология»

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования когнитивной и информационной компетенций студентов языковых специальностей на занятиях по дисциплине «Лексикология». Рассматривается понятия когнитивной и информационной компетенций, как ключевых компонентов в составе профессиональной компетентности студента-лингвиста, анализируется их роль в деятельностном подходе к обучению, при котором большое внимание уделяется автономии обучаемых. В работе затрагивается проблема увеличения количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов, что предполагает более исследовательский характер обучения. Актуальность статьи заключается в поиске способов, обеспечивающих активную познавательную позицию обучаемых, мотивирующих к самостоятельной практической деятельности при усвоении учебного материала, принимая во внимание общую цифровизацию обучения. В работе рассматривается возможность формирования когнитивной и информационной компетенций, а также углубления знаний о словообразовательных моделях английского языка в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, связанной с поиском значений неологизмов социальных сетей, а также определением их способов словообразования. Неологизмы исследуются как явление, приводятся возможные способы образования данных языковых единиц, схожие со словообразовательными моделями стандартных слов. Лексика социальных сетей рассматривается как актуальный для современного студента пласт языка. Изучается потенциал интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов. Экспериментальная часть исследования проведена на занятиях по дисциплине «Лексикология» у студентов 3 курса факультета «Лингвистика» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Данные эксперимента показывают успешность развития когнитивной и информационной компетенций в процессе работы с интернет-ресурсами, а также высокий мотивационный потенциал исследования студентами языковых специальностей неологизмов социальных сетей. В процессе написания статьи использовались следующие методы: метод реферирования и анализа теоретической литературы по проблематике; метод семантического анализа для определения значений фактического материала, метод словообразовательного анализа, эксперимент.