Методология профессиональной педагогики: технология развития мышления обучающихся

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена востребованностью профессиональной педагогики в связи с возрастающими требованиями социума к компетентности выпускников. Показано, что одним из факторов профессиональной компетентности является развитое профессионально-деятельностное мышление выпускников вузов, отвечающее запросам работодателей. Цель статьи – проанализировать существующие представления о мышлении обучающихся в сфере гуманитарных наук для экстраполяции в техническом образовании и описать технологию развития мышления обучающихся в рамках методологии профессиональной педагогики с учетом рекомендаций федерального государственного стандарта (ФГОС). Авторы статьи опираются на научно обоснованную психолого-педагогическую концепцию технологии развития мышления обучающихся, органично сочетающую в себе ценностно-смысловые ориентации и мыслительную операционалистику. В основу разработанной авторами технологии развития мышления обучающихся положено профессионально-деятельностное мышление как совокупность взаимосвязанных интеллектуальных процедур / действий, исходящая из ценностно-смысловых ориентаций, осуществляемых посредством основных операций интеллектуальной деятельности. Приведены примеры использования технологии в различных направлениях подготовки специалистов. С учетом рассмотренных операций мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение) разработана операционализация профессионально деятельностного мышления в технологии формирования лидерско-коммуникативной и рискологической компетентностей, а также компетентности рационального природопользования студентов военного и политехнического вузов.