ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Объектами исследования являются структура образовательной среды вуза и представления студентов первого курса психолого-педагогического направления о психологически безопасной образовательной среде. Актуальность обусловлена потребностью в формировании образовательной среды, способствующей повышению эмоционального благополучия студентов и отсутствием данных о наиболее значимых для них компонентах образовательной среды в аспекте психологической безопасности. Основными методами исследования являются анкетирование и частотный анализ ассоциаций студентов с понятием «психологическая безопасность образовательной среды». Проведен частотный анализ ассоциаций с последующим разделением их на смысловые кластеры, соответствующие компонентам образовательной среды. Анализ показал, что к педагогическим условиям, способствующим формированию психологически безопасной образовательной среды вуза можно отнести коммуникативную и медиативную компетенции педагогов, эффективную систему взаимодействия администрации со всеми субъектами образовательной среды, формы и методы обучения, ориентированные на самоактуализацию и раскрытие личностного потенциала обучающихся. Сделан вывод о возможности использования результатов исследования для разработки программ сопровождения педагогов, включающих диагностический, информационный и формирующий блоки.