Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе работы над терминами в художественном тексте

Межкультурная и межъязыковая коммуникация
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена исследованию проблемы формирования учебно-познавательной компетенции студентов языковых специальностей в процессе работы с терминологической лексикой в художественном тексте. Процесс интегрирования художественной литературы в преподавание языка, которому на настоящий момент уделяется недостаточное внимание, рассматривается как возможность создания обучающей среды, которая характеризуется активной и центральной позицией студентов на уроке, позволяет преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность обучаемых, способствует формированию специалистов международного уровня. В статье затрагивается проблема многомерности термина как языкового явления. Сделана попытка изучить информационный аспект термина, его использование как художественного средства. Примеры работы с отрывками из художественных произведений показывают возможность развития учебно-познавательных умений и способностей в процессе анализа терминологии, используемой конкретными авторами. Рассмотрены основные специализированные программы, функционирующие в рамках компьютерного терминоведения – KARTOTEKA, Compleat Lexical Tutor, COCA. Работы с данными программами способствует формированию учебно-познавательной и информационной компетенции. Данные сайта Compleat Lexical Tutor демонстрируют частотность использования терминов в художественных произведениях, подтверждая терминологический потенциал таких текстов. Актуальность исследования заключается в необходимости дальнейшего изучения потенциала художественного текста, его роли в обучении иноязычным терминам, а также формировании учебно-познавательной компетенции студентов языковых специальностей. Познавательная деятельность, связанная с анализом терминов в художественном тексте, позволяет студентам увидеть глубинные содержательные стороны художественного произведения, а также понять и декодировать авторский замысел. В процессе работы использовались методы реферирования и анализа теоретической литературы по проблематике; метод семантического анализа для определения значений фактического материала; контекстуальный метод, метод интепретационного анализа, статистический анализ.