Нерешенные проблемы общей теории перевода

Теория и методика профессионального образования
Авторы:
Аннотация:

В статье рассматриваются насущные вопросы переводоведения, а также новые задачи, с которыми столкнулась методика преподавания перевода. Формулируются некоторые нерешенные проблемы общей теории перевода, указывающие на молодость дисциплины, ее гуманитарный характер и демонстрирующие различные концепции понимания перевода в российском и зарубежном переводоведении. Среди актуальных проблем теории перевода выделяется классический подход к методике преподавания, основанный на постулатах теории перевода без учета новейших достижений и концепций самого переводоведения и устаревших психолого-педагогических требованиях как к учителям высшей школы, так и к обучающимся, а также на малоэффективном дедуктивном методе подачи материала. Кроме того, подчеркивается негибкость образовательной системы в целом и некоторый догматизм дидактики перевода, которые не всегда отзывчиво реагируют на запросы профессионального сообщества, требования, предъявляемые к уровню владения выпускником компьютерными программами и сервисами, электронными ресурсами и нейронными сетями, а также на общественные потрясения, то есть на прогресс, который в ускоренном темпе меняет человеческую цивилизацию. Для решения задачи подготовки студентов-лингвистов к переводческой деятельности предлагается использование подходов профессионально и практикоориентированного обучения, в результате чего формируется востребованный в профессии специалист. Подчеркивается, что практикоориентированное обучение направлено на отработку компетенций, необходимых будущим переводчикам в профессии, осуществляется в течение всего периода получения образования в вузе и затрагивает каждое учебное мероприятие, а не ограничивается, как это принято, переводческой или преддипломной практиками. В работе также демонстрируются возможные пути консолидации методики преподавания перевода и практической деятельности переводчика. Описываются некоторые приемы организации дистанционной работы в условиях самоизоляции.