Пациентоцентричный подход в формировании коммуникативной компетенции будущих врачей

Межкультурная и межъязыковая коммуникация
Авторы:
Аннотация:

В работе представлен один из интерактивных способов формирования коммуникативной компетенции будущих врачей – кейс-стади, предполагающий анализ смоделированных, реальных и художественно воспроизведенныхситуаций общения, соответствующих медицинскому дискурсу. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, одной из общекультурных компетенций современного врача является владение коммуникативными навыками в профессиональной деятельности. С целью непрерывного совершенствования коммуникативных навыков будущих медиков предлагаем ввести дополнительный элективный модульный курс, который может быть предложен студентам на старших курсах университета. В данной статье описана структурная часть предлагаемого спецкурса – «Основы совершенствования коммуникативных компетенций студентов медицинского вуза», включающего следующие разделы: информационный; тренинговый и симуляционный. Новизна исследования заключается в иллюстрации конкретных учебно-тренировочных заданий, имеющих пациентоцентричную ориентацию, а также в анализе ряда ситуаций с учетом реализации в них коммуникативного эффекта. Кроме того, показан фрагмент анализа художественного текста, рассказа А. Чехова «Палата № 6», лингвистическая интерпретация которого позволила выявить коммуникативные стратегии врачей-персонажей с целью достижения ими коммуникативных задач. Задания предлагаемого в статье спецкурса направлены на исследованиекейсов с целью наполнения их речевым содержанием в соответствии с заданными параметрами коммуникации и оценкой деятельности студентов с точки зрения выбранной ими стратегии (оптимальной, эффективной/неправильной, неэффективной) и речевых средств, ее репрезентирующих. Лингвометодический аспект представленной работы позволяет применить ее результаты в преподавании спецкурсов, направленных на совершенствование коммуникативного поведения врача.