Онлайн-занятия по иностранному языку в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение

Информатизация образования
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблемам организации и проведения занятий по иностранному языку в неязыковом вузе в условиях временного вынужденного перехода на дистанционное обучение. Актуальность заявленной темы связана с активным обсуждением преимуществ и недостатков онлайн-образования в общественном пространстве и в средствах массовой информации, а также его востребованности в будущем. Авторы статьи анализируют особенности онлайн-преподавания иностранного языка, роль преподавателя и студента в учебном процессе, особенности их взаимодействия, изменившиеся приемы и методы преподавания. В статье рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются преподаватель и студент в рамках онлайн-занятия и которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на эффективность усвоения учебного материала. Авторы статьи, опираясь на личный опыт работы со студентами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета на онлайн-платформе Microsoft Teams, оценивают ее технические возможности для решения отдельных учебных задач как альтернативы проведения полноценного аудиторного занятия по иностранному языку. На основе личных наблюдений авторы формулируют методические рекомендации для более эффективного и интенсивного проведения онлайн-занятий по иностранному языку в неязыковом вузе. Помимо использования методических приемов, проведение онлайн-занятий требует от преподавателя обязательного владения техническими навыками, а также понимания психологических особенностей взаимодействия с аудиторией. Среди условий успешности онлайн-преподавания особенное внимание уделяется развитию личной заинтересованности студентов, их мотивированности и самодисциплине. В работе предлагаются возможные приемы вовлечения студентов в учебный процесс, стимулирования их внимания и повышения самодисциплины. В заключение авторы дают положительную оценку своему опыту онлайн-преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, выражают свое согласие с тем, что онлайн-обучение становится сегодня частью традиционного образования, и считают, что элементы онлайн-обучения необходимо ввести в повседневную практику преподавания иностранного языка для более успешного усвоения предмета после возвращения к традиционному формату обучения.