Чтение и анализ цитат как основа развития навыков устной аргументированной речи на иностранном языке

Межкультурная и межъязыковая коммуникация
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена проблеме развития навыков чтения и устной аргументации на иностранном языке с опорой на анализ цитат. Освещены основные проблемы, связанные с обучением чтению: современные обучающиеся имеют непосредственный доступ к различным сетевым ресурсам, однако они зачастую игнорируют наличие этой возможности даже в случае недостатка информации по определенной теме; обращаясь к сетевым ресурсам, они не всегда могут эффективно воспользоваться ими в результате отсутствия достаточного уровня развития навыков самообучения; cталкиваясь с необходимостью анализа того или иного изречения, обучающиеся не могут применить навыки синтеза и обобщения информации, не припоминают и не апеллируют к предыдущему опыту, и поэтому не умеют выстроить линию аргументации. Чтение позволяет погрузиться в самостоятельную учебно-познавательную работу, действовать автономно, совершенствовать умения поиска, синтеза, сравнения и обобщения информации. Оно является целью и средством обучения другим видам речевой деятельности, в частности, говорению, поэтому необходимо развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. На основе ознакомительного и изучающего чтения предложена поэтапная методика формирования навыков аргументации при построении рассуждения; эффективность методики экспериментально проверена. Представлен подробный план анализа текста для подготовки к анализу цитаты, даны конкретные примеры из художественной литературы.