Анализ готовности студентов-магистрантов педагогического направления к будущей профессиональной деятельности

Научный Дебют
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена вопросу первичного анализа готовности будущих педагогов иностранного языка к профессиональной деятельности через выявление уровня их профессиональной идентичности. Исследование профессиональной идентичности (ПИ) педагогов на современном этапе связано с необходимостью учитывать следующие вопросы в профессиональной деятельности: решение проблем межличностного общения и взаимопонимания, взаимодействие между преподавателем и студентами, появлению профессионального выгорания в работе педагогов и ряд других. В рамках теоретического обзора приводится определение профессиональной идентичности с описанием её структуры. Профессиональная идентичность будущих педагогов рассматривается с позиций многокомпонентности данного понятия, включающего в себя когнитивный, мотивационный и ценностный компоненты. Процесс формирования профессиональной идентичности является комплексным и проходит четыре этапа: допрофессиональное развитие, поиск и выбор профессии, профессиональное обучение и самостоятельная трудовая деятельность. Несмотря на то, что подготовка преподавателей иностранного языка включает в себя педагогическую практику зачастую этого недостаточно. Помимо преподавания и овладения своим предметом приходится решать гораздо больше затруднительных ситуаций, появляющиеся в образовательном процессе, что может стать неожиданностью для многих молодых профессионалов. Недостаточная сформированность профессиональной идентичности может вызвать ряд проблем в педагогической практике. Выявление уровня готовности студентов-магистрантов первого курса по педагогическому направлению подготовки к будущей профессиональной деятельности осуществлялось на основе анкетирования, включающего вопросы, отражающие когнитивный, мотивационный и ценностный аспекты профессиональной идентичности педагога. По результатам анкетирования был сделан вывод о степени сформированности профессиональной идентичности у молодых студентов-будущих педагогов.