Организационно-педагогические условия повышения мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте инклюзивного образования

Вузовская практика
Авторы:
Аннотация:

Автором раскрыты методические аспекты организации процесса инклюзивного образования. Для этой цели проанализированы нормативные документы: «Декларация о правах инвалидов», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Саламанкская декларация», Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и государственная программа РФ «Доступная среда». Рассмотрены эффективные стратегии, позволяющие сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей с учетом дефицитов развития и характеристик заболевания: включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общую образовательную систему; повышение мотивации к взаимодействию; контроль и изменение уровня поддержки. Определены основополагающие факторы в успешности процесса инклюзии с помощью SWOT анализа как метода оценки возможностей и угроз. Представлены специальные условия, обеспечиваемые в образовательном процессе и технологии для повышения мотивации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено, что соотношение внутренних факторов с внешними позволит запланировать будущие стратегии развития, без ограничения как профессионального, так и личностного развития. Проведенный анализ позволил определить возможности противостоять угрозам в условиях инклюзивного образования. Проведенное исследование позволяет дать рекомендации по регулированию вопросов образования лиц с ОВЗ, связанных с равным доступом для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, реализовать адаптированную образовательную программу для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить социальную адаптацию указанных лиц.